Удивительная история почтовой марки

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.
квест-путешествие за историческими загадками

телеведущий Дмитрий Хаустов

 

Эту удивительную историю как-то рассказал мне Дмитрий Хаустов, телеведущий канала Москва 24. В тот день я делился с ним идеей квест-путешествий, а он, выслушав меня сказал:
— Сейчас я расскажу, что со мной произошло, и возможно это тебе пригодится в разработке чумового сценария исторического квеста. И действительно, история рассказанная Дмитрием, настолько потрясла меня, что чуть позже я решил сам разобраться со всеми фактами, чтобы изложить ее более четко и последовательно. Это история о почтовой марке и как события с ней связанные, сделали эту марку  бесценной.

Началось все с того, что когда у Дмитрия родился сын,  то семья переехала летом жить на дачу.  Дачный дом  был подарком Сталина знаменитому летчику Георгию Байдукову – деду жены Дмитрия.  Чаще всего, фамилию Байдуков связывают с  эпохальным беспересадочным перелетом через Северный полюс вместе с Валерием Чкаловым.  Кроме того, Георгий Филиппович вел дневники, и все что сегодня мы знаем о жизни Чкалова, в основном почерпнуто из его рукописей. Именно на этой даче Байдуков написал книгу «Чкалов», которая вышла в серии «Жизнь замечательных людей» под номером один.

квест-приключения за тайнами и загадками истории.

Дмитрий рассказывал, что ремонт старого  дачного дома никогда не производился, и когда возникла необходимость разместить для сына детскую кроватку, то из-за нехватки места, пришлось подвинуть старый книжный шкаф деда. Какого же было изумление Дмитрия, когда за шкафом, он обнаружил потайные полки с рукописями деда.  Но самым удивительным оказалось то, что об этих рукописях никто не знал, и в них содержались  никогда ранее не публиковавшиеся  сведения о событиях довоенного времени.

Вместе с Валдисом Пельшем  Дмитрий изучил материалы деда и на их основе при поддержке первого канала недавно  вышел  фильм о летчиках  «Они сделали Землю круглой».  В картине также вскользь упоминается и почтовая марка, о которой я хочу рассказать отдельно.

Начнем с самого начала.

Спасение челюскинцев

квест-путешествия за тайнами и загадками истории.Итак,  3-го августа 1933 пароход Челюскин вышел из Мурманска по северному морскому пути в сторону  Берингова пролива, но был скован льдами  в Чукотском море.  13 февраля 1934 года пароход был раздавлен льдинами и затонул, а 104 пассажира, включая женщин и детей, остались в палатках на льду.

Сразу после крушения была образована специальная комиссия и авиаотряд из семи летчиков, которые должны были спасти челюскинцев. Однако, самолетов, способных летать в арктических условиях на тот момент с Советском Союзе не хватало. Два летчика из авиаотряда – Сигизмунд Леваневский, любимец Сталина, и Маврикий Слепнев срочно вылетели в Америку для закупки арктических самолетов, а тем временем спасательная операция началась.

5 марта Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 пробился к лагерю и снял с льдины десять женщин и двоих детей.  С 7 по 13 апреля 1934 года летчики из авиаспас отряда вывезли на материк  остальных челюскинцев. Вот имена этих летчиков:

  1. Анатолий Ляпидевский

  2. Василий Молоков

  3. Николай Каманин

  4. Михаил Водопьянов

  5. Маврикий Слепнев

  6. Иван Доронин

А где же седьмой летчик, Сигизмунд  Леваневский?  Так случилось, что при перегоне самолета из Америки, Леваневский потерпел аварию при посадке. Некоторое  время Сигизмунд находился на лечении, а затем оказывал помощь в Ванкареме – селе, куда проводилась эвакуация, поэтому  непосредственного участия в спасении экипажа Челюскина, он не принимал.

Когда операция по спасению  была закончена,  подготовили телеграмму правительству и Каманин, предложил подписать ее Леваневскому.  Видимо именно эта телеграмма стала причиной того, что все семь лётчиков, включая Леваневского, не принимавшего непосредственного участия, были награждены золотой звездой с присвоением звания Героя Советского Союза. Это были самые первые получатели высшей награды в СССР.

Спустя несколько месяцев, 25 января 1935 года, подвиг героев- спасателей челюскинцев был увековечен  выпуском серией почтовых марок, по одной марке на каждого летчика, включая Леваневского, не совершившего ни одного вылета к Челюскину.

На сайте с каталогом почтовых марок, я нашел эту серию и их номера. Также в каталоге были сведения и о размере тиража каждой марки.

почувствуйте себя в роли исследователя тайн истории

 

Каталожные номера марок: 1: #=488; 2: #=489; 3: #=490; 4: #=491; 5: #=492; 6: #=493; 7: #=494

Фототипия на бумаге с водяным знаком «ковер». Лин.14. Листы: 486, 487 — 5х13, 488-494  — 13х5, 495 — 4х13. Тираж: 486-489, 491 — по 200 тыс., 490 — 150 тыс., 492, 493 — по 50 тыс., 494, 495 — по 100 тыс.экз.

Прерванный полет Леваневского

экскурсии за историческими загадками и тайнамиТем временем, пока весь мир следил за спасением челюскинцев, в  СССР разрабатывали самолет, способный перелетать на большие расстояния — нужно было показать Японии возможности быстрой переброски войск  на дальний восток. В 1934 году прошли успешные испытания самолета АНТ-25 по замкнутому маршруту на большое расстояние.   Леваневскому пришла идея   сделать первый в мире беспересадочный перелет через Северный полюс из Москвы до Сан-Франциско США и он рассказал об этом Сталину.  Это  престиж страны с одной стороны, и демонстрация  заклятому капиталистическому другу о возможностях советской  авиации дотянуться и до них. Идея Сталину понравилась и дату вылета назначили на 3 августа 1935 года. Экипаж определили в составе летчиков:

  1. С. Леваневский

  2. Г. Байдуков (дед супруги Дмитрия Хаустова)

  3. В. Левченко.

индивидуальные экскурсии за историческими загадками

#=514, Леваневский с надпечаткой

Понимая всю значимость такого события, Сталин в июне 1935 года, отдает  распоряжение о выпуске  почтовой марки по этому поводу.  Контроль за исполнением вождь поручает наркому  Внутренних дел  Г. Ягоде, чем приводит его в сильное замешательство —  до вылета осталось меньше двух месяцев.  За такой срок подготовить макет новой марки, и выпустить тираж в то время технически было невозможно.  Один из советников наркома, предложил выйти из ситуации, отозвав часть тиража из челюскинской серии с изображением Леваневского,  и сделать надпечатку на марке. Гениальность этого решения, вряд ли до конца понимал  советник  Ягоды:

Во-первых, именно марка с Леваневским была выпущена самым большим тиражом  200 тыс, а значит велика вероятность, что в почтовых отделениях  еще остались нереализованные экземпляры.

Во-вторых, отозвать часть тиража и сделать надпечатку – задача технически решаема за отпущенное время  до назначенной даты перелета.

В-третьих, в этом есть определенная справедливость – ведь Леваневский все-таки не участвовал непосредственно в спасении пассажиров, и в то же время, предстоящий перелет, как бы задним числом оправдывал известного  летчика в получении высшей награды родины, и марка оставалась и в челюскинской серии тоже.

Итак, из общего тиража марки под номером #=489, отзывается часть в количестве 11 тыс штук, и после надпечатки, марке присваивается каталожный номер #=514.  Надпечатка была такой: «Перелет Москва – Сан-Франциско через Сев. Полюс 1935. 1р»

В продажу марки поступили 2 августа 1935 года, т.е. за один день до вылета.  У коллекционеров был только один день, чтобы купить марку, наклеить на конверт и оправить авиапочтой в Америку с обязательством вернуть конверт. В этом случае марка была бы погашена штемпелем с датой знаменитого перелета, что придало бы ей большую ценность.  Особый шик был в том, что конверты с этой маркой летели именно на этом самолете, ведь других просто еще не было. Это было первое в мире авиапочтовое отправление между СССР и Америкой!

путешествие на машинеЧуть позже выяснилось еще два интересных обстоятельства. В спешке, первые листы марок были выпущены с опечаткой —  с маленькой буквой «ф» в слове Сан-Франциско, что предало этим экземплярам еще большую ценность. Но также, был еще один брак: часть марок вышла с перевернутой надпечаткой, что тоже резко привело к повышению ее ценности среди филателистов.

Итак, 3 августа 1935 года, самолет с экипажем в составе Леваневский,  Байдуков, Левченко берет курс на Америку. Кроме прочего, на борту самолета находится и некоторое количество почты с марками Леваневского. Однако, судьба и в этот раз отвернулась от отважного летчика.  Во время полета в кабину пилотов стало просачиваться моторное масло, и опасаясь возгорания, Леваневский разворачивается над Баренцевом морем и возвращается. Экипажу с трудом удалось дотянуть до материка  и через несколько секунд после приземления, самолет загорелся, и его с трудом удалось потушить.

Вторая попытка беспересадочного перелета

 По возвращению, экипаж отправился на доклад к Сталину, где Леваневский в грубой форме обвинил конструктора самолета Туполева во вредительстве и отказался летать на его машинах и предпочел готовиться к перелету на самолете ДБ-А  конструктора Виктора Болховитдинова.  Однако  ДБ-А был новым   бомбардировщиком, не прошедшим все испытания и имевшим на тот момент множество недоделок, на устранение которых требовалось много времени.

Говорят, что Туполеву на том докладе у Сталина стало плохо, но положение спас именно Байдуков. Он сказал, что считает АНТ-25 перспективным самолетом, и попросил разрешение довести его до ума. И действительно, на следующий год,  самолете АНТ-25, с надписью «Сталинский маршрут»  совершил рекорд  дальности полета по замкнутому маршруту над территорией СССР, а еще год спустя, в июне 1937 года экипаж в составе: В. Чкалов,  Г. Байдуков, В. Левченко совершили-таки первый в мире беспересадочный полет в Америку.  Говорят, что перед самым полетом, Чкалов, в знак уважения, предложил Леваневскому полететь с ним в качестве командира экипажа -было бы правильнее, чтобы мечту о первом беспересадочном перелете осуществил ее автор.  Но Леваневский отказался лететь на туполевской машине.  Примечательно, что из-за нехватки горючего, самолет приземлился не в Сан Франциско, как планировалось, а в  Ванкувере на третьесортном военном аэродроме, начальником которого был генерал Маршалл. В 1937 г. Дж. Маршаллу было 56 лет и он готовился уйти на пенсию. Однако, после приземления Чкалова,  его аэродром и он сам оказались в центре внимания прессы. Благодаря этому событию, Маршалл впоследствии  быстро сделал карьеру, став министром обороны США, и вошел в историю благодаря «Плану Маршалла».

отдых на выходные

Через месяц, в июле 1937 года,  еще один экипаж под командованием Михаила Громова совершил второй беспересадочный полет в Америку, но уже на большее расстояние, поставив, таким образом, новый мировой рекорд.  Безусловно, оба этих полета были триумфом советской авиации, и Америка встречала наших летчиков как героев. Они давали пресс-конференции во многих городах и встречались лично с Рузвельтом.

Оба эти полета были отмечены выпуском соответствующих марок:

Последний полет Леваневского

 самостоятельные путешествияТем временем, завершались испытания самолете ДБ-А,  на котором  Леваневский рассчитывал   обойти по славе своих конкурентов. Предполагалось, что это будет  первый транспортный беспересадочный полет, открывающий  торговый маршрут в Америку. 12 августа 1937 года вылет состоялся, но, это был последний вылет отважного летчика.  Над Арктикой самолет Леваневского потерпел крушение, а поиски экипажа не увенчались успехом.

Если вы внимательно рассмотрите все марки челюскинской серии, то заметите, что лицо каждого летчика обрамляет лавровый венок, за исключением марки с Леваневским. По удивительному стечению обстоятельств, именно его венок имеет одну ветвь из мирты. Как известно лавровая ветвь символизирует славу победителя, а мирт – вечную любовь к умершим.

Странная марка

Я подробно пересказал всю историю с беспересадочным перелетом, чтобы подчеркнуть удивительное  в чреде событий  трагической судьбы  Леваневского.  Теперь самое время вернуться к марке, выпущенной в честь  отважного летчика и убедиться, что ее судьба не менее поразительна.  После гибели Леваневского, миртовая ветвь на марке с его изображением, приобрела сразу мистический оттенок. Но это еще не все.

Спустя несколько лет после несостоявшегося первого полета Леваневского 3 августа 1935 года, в коллекциях филателистов стала появляться марка с перевернутой надпечаткой.  Любопытно, что никто из первых покупателей, которые пытались отправить авиапочтой эту марку,  не помнит этого брака.  Т.е. Маленькую «ф» в слове Сан-Франциско заметили сразу, а перевертышей вспомнить никто не мог.

Была и еще одна странность. Обычно тиражи выпускают круглым числом 10 тыс, 100 тыс, в крайнем случае — 230 тыс, а тираж марки с надпечаткой был очень странный – 11 тыс.

Кроме этого, вдумчивые коллекционеры обратили внимание еще на одну деталь. Очевидно, что перевернутая надпечатка могла появиться только одним образом, когда отозванные марочные листы, вставляли по ошибке в штамп в перевернутом виде. Но в этом случае надпечатка должна была бы располагаться на верхней, темной части марки.

 необычные приключения.

То, что перевернутая надпечатка располагается на светлой части, означает лишь одно: кто-то специально перестроил штамп таким образом. Есть версия, что к этому браку приложил руку нарком внутренних дел СССР Г.Ягода, так как сам был страстным филателистом и понимал, что в скором времени стоимость этой марки взлетит на небывалую высоту.  Если так, то становится ясной и причина странного тиража. Скорее всего, изначальный тираж отозванных марок с Леваневским из челюскинской серии был стандартным – 10 тыс, но по личному распоряжению наркома, тираж был дополнен еще одной тысячей с перевернутой надпечаткой.

Однако история этой удивительной марки только начинается. Сразу после начала Отечественной войны, Сталин хочет направить в Америку делегацию к Рузвельту, с просьбой о помощи в поставке военных самолетов. Кто  мог быть лучшим кандидатом для такой делегации, как не летчики-герои  беспересадочного перелета, которых вся Америка четыре  года назад носила на руках!

квест-приключенияСталин вызывает к себе Байдукова, Громова и Юмашева и ставит перед ними задачу встретится с Рузвельтом и договориться о военной помощи. Перед полетом, Байдуков  обращается к Сталину с необычной просьбой, попросить наркома Ежова найти среди конфискованных вещей  у расстрелянного  к тому времени его предшественника Ягоды,  марку с Леваневским. Георгий знает, что Рузвельт заядлый коллекционер, и такой подарок будет для него бесценным.

Таким образом,  марка, имеющую удивительную историю опечатки, невероятную биографию личности летчика, изображенного на ней, и символизирующую эпохальные события  XX века, увеличила свою самоценность еще больше.

Вышло так, что к началу войны, марка побывала в руках наркомов Г.Ягоды и М. Ежова, Сталина, Байдукова, Громова, Юмашева, Рузвельта и скорее всего Маршалла, ставшему к тому времени министром обороны США.

Но на этом биография марки не заканчивается. В 50-х годах по случаю празднования Дня Рождения Елизаветы II, марка была подарена английскому королевскому дому. А в 2008 году, эта марка была продана с аукциона за цену, более 600 тыс долларов.  Приобрел ее коллекционер из России, имя которого не раскрывается. Как рассказывал Дмитрий, после того, как они с Валдисом перебрали всех возможных кандидатов, то у них возникло предположение, кто из отечественных коллекционеров мог бы приобрести этот раритет.

P.S. Эта история с маркой навела меня на размышление  о том, что делает клочок простой бумаги практически бесценным? Если сказать, что виной всему инвестиционные игры, и что некто готов заплатить за обыкновенную  марку целое состояние из соображений, что  она вырастит в цене, пожалуй, слишком поверхностно.

Вопрос надо ставить глубже:  что именно в этой марке составляет самую суть ее ценности?

Что вообще для человека составляет ценность, если речь идет не об утилитарных вещах?

Видимо, человек  ценит, прежде всего, свой собственный внутренний мир, который обогащается за счет причастности к необычным событиям.

Думаю, что по этой же причине люди любят путешествовать, и, отправляясь в другие города, ищут в первую очередь приключения. А что такое приключение? — это необычная история, которая происходит именно с вами.  Именно эту задачу и ставит перед собой Wise Rabbit  — создавать сценарии путешествий, которые обогатят вашу жизнь событиями и ситуациями, имеющими ценность.

 

153

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Автор: Wise Rabbit 18.08.2017 153

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *